2019 год для российской экономики характеризовался замедлением годовой инфляции и укреплением рубля. Банковский сектор вновь показал рекордные результаты на фоне снижающихся процентных ставок и продолжения активного роста в розничном кредитовании, во многом вопреки сохраняющейся слабой динамике доходов населения.
Отличительной особенностью прошедшего года стало ужесточение регуляторных мер, в частности пересмотр риск-весов розничных кредитов для целей расчета достаточности капитала банков, что стало ответом на высокие темпы роста в данном сегменте в предшествовавшие годы. Корпоративное кредитование продемонстрировало невысокий рост на фоне медленного роста экономики в целом. Внедренные проекты федерального и регионального уровня, такие как система быстрых платежей, Маркетплейс Банка России, Единая карта петербуржца также стали важной вехой 2019 года, способной привести в самом ближайшем будущем к существенной трансформации банковской отрасли.
В июле 2019 года мы актуализировали Стратегию, придав дополнительный фокус отношениям с корпоративными клиентами, дальнейшей цифровизации Банка и усилению позиций на рынке ВЭД.
В соответствии с обновленной стратегией мы отходим от привычного формата бизнеса в Москве, сфокусированного исключительно на крупном корпоративном сегменте, и в рамках нового позиционирования в качестве Банка двух столиц мы ставим себе агрессивные задачи по росту бизнеса в Москве. Мы активно развиваемся как универсальный банк, предоставляя компаниям малого и среднего бизнеса и жителям Москвы полный спектр как классических банковских услуг, так и уникальные решения в рамках ВЭД, которые ранее в регионе не были представлены.
Главным результатом 2019 года для нас стал рост основного бизнеса Банка — кредитование и расчетное обслуживание корпоративных и розничных клиентов. Транзакционный бизнес, являясь одним из приоритетов Стратегии, принёс значительные доходы – чистый комиссионный доход Банка увеличился на 29 процентов.
Благодаря корректировке Стратегии и усилению фокуса на развитие отношений с корпоративными клиентами, мы рады изменению тренда в динамике корпоративного кредитования, в результате чего во втором полугодии Банк нарастил корпоративный кредитный портфель на 12 процентов, продемонстрировав свою способность успешно конкурировать в качестве, гибкости и скорости предоставляемых услуг с ведущими банками на рынке.
При этом, мы отмечаем улучшение кредитного качества в течение 2019 года, что выразилось в падении уровня доли проблемной задолженности до 9% и снижении показателя Cost-of-Risk до уровня 1,8%, что находится в рамках наших ожиданий. Стабильность Банка нашла отражение в повышении наших рейтингов крупнейшими рейтинговыми агентствами в 2019 году.
Мы продолжили активное участие в ключевых инфраструктурных проектах. В мае 2019 года мы начали выпуск Единой карты петербуржца и к концу года получили более 100 тысяч заявок на их выпуск. Единая карта петербуржца важный социальный проект для Банка — это уникальное предложение на рынке банковских услуг Петербурга, включающее транспортное приложение, электронную цифровую подпись, программу лояльности для горожан.
Мы гордимся нашими достижениям среди классических универсальных Банков в области цифровизации и способностью предоставлять все основные услуги Банка удалённо. 99% клиентов-юридических лиц Банка и более 58% клиентов-физических лиц являются активными пользователями цифровых платформ Банка. Доля продаж в цифровых каналах Банка достигла 60% от всего объёма продаж продуктов массового бизнеса.
Важным достижением в сфере предоставления лучших цифровых услуг для клиентов стал запуск уникального сервиса «Биржевой мост», позволяющий клиентам-физическим лицам покупать и продавать четырнадцать валют в режиме онлайн по фиксированному курсу. На сегодняшний день новый сервис не имеет аналогов среди действующих предложений для розничных клиентов, что отмечено премией «Время инноваций-2019» в номинации «Продукт года».
Мы понимаем, что для активного и эффективного роста на новых рынках важно не только присутствие в удаленных каналах взаимодействия с клиентом, но и «оффлайн»-присутствие – нашим клиентам важно, чтобы мы были рядом.
Поэтому мы рады сообщить, что в декабре 2019 года в Новосибирске был открыт филиал «Невский». Ранее с 2016 года в Новосибирске действовало представительство Банка, ориентировавшееся на привлечение крупных корпоративных клиентов Сибири и Дальнего Востока. Открытие полноформатного филиала позволит расширить фокус на новые сегменты, включая малый и средний бизнес и жителей региона, и активно развиваться как универсальный банк.
В условиях неопределенности, сформировавшейся на российских и мировых рынках в первой половине 2020 года, непросто давать долгосрочные прогнозы.
В это непростое время мы будем полагаться на наш консервативный подход, который вкупе с богатым опытом менеджмента позволил Банку пережить далеко не один кризис, оставаясь устойчивым и прибыльным, и не давая поводов для беспокойства клиентам и акционерам.
Мы не участвовали излишне активно в «гонке» за необеспеченными кредитами и кредитным картами, развернувшейся в последние годы, а также имели консервативный аппетит к риску в корпоративном кредитовании, что позволяет нам быть уверенными в устойчивости качества кредитного портфеля. Мы не ожидаем проблем с ликвидностью, имея существенный запас.
Мы не сомневаемся, что Банк в очередной раз проявит надежность и устойчивость, а также высокую степень адаптивности ко внешним условиям, что позволит нам и дальше показывать уверенные результаты. Мы благодарны нашим клиентам, партнерам и инвесторам за плодотворное взаимодействие в прошлом году и надеемся на не менее плодотворное сотрудничество в будущем!
Елена Иванникова
Председатель Наблюдательного совета
Александр Савельев
Председатель Правления